23 октября 2013, Среда, 18:26
В Локте выкопали останки более трехсот фашистов
Лязга и скрежета лопат мы не слышали, как не было смеха или разговоров − каждый молча делал свое дело. Один из копателей работал стоя в могиле, другой складывал в полиэтиленовый пакет обнаруженные кости, третий переносил то, что осталось от немецких оккупантов к машине.
− Мы с ними рядом и живем и спим, − сказал корреспонденту «Брянских новостей» руководитель отделения «Военных мемориалов» Дмитрий Шишонков.
Работает он в ассоциации уже девятый год. Раскопки и эксгумация стали привычным и обыденным делом.
− Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» распоряжением правительства обеспечивает сохранность иностранных воинских захоронений, в том числе вновь обустраиваемых, на территории Российской Федерации, − информирует нас Дмитрий. − Дошла очередь и до брасовских погребений. У немцев сохранен архив захоронений. В Брасовском районе мы будем копать еще в двух местах. Это около районной администрации, где по документам захоронено около 80 немецких солдат, и на огороде у бабушки в селе Клинском. А здесь заканчиваем уже. Останки почти трёхсот немецких солдат из этого места нами будут переданы на перезахоронение в город Курск, где отведена земля под немецкое кладбище.
Нашу беседу с руководителем бригады прервали Александр и Алексей, которые вызволяли кости фашистов из глины:
− Тут еще должны быть останки немецких захватчиков, но, видимо, при строительстве детского сада экскаватор не жалел прах тех, кто пришел на нашу землю с войной.
Ребята же аккуратно ровняли уже пустые могилы. Желтая листва накрывала перекопанное кладбище.
− В семидесятых годах на этом месте был приусадебный участок школы №1, − рассказывает местная жительница. − Мы с одноклассниками и учительницей биологии Татьяной Ивановной Масловой сажали здесь грядки с луком, свеклой, морковью. Яблони были совсем молодые. Нам тогда никто не рассказывал о том, что здесь немецкое кладбище.
− Местные знали об этом. Не ошибусь, если возьмусь утверждать, что многие могилы были вскрыты до нас, − говорит Шишонков. − Из трехсот немецких солдат, похороненных здесь, третья часть − с именными медальонами. За ними охотились черные копатели. Каждый обнаруженный медальон ( цинковый или алюминиевый) мы переписываем, так как они в плохом состоянии. Очень многие черепа перевернуты, многие без челюсти: золотые зубы… Может быть, искали медали и ордена − они ценились любителями нумизмата. Нам найти тут что-то знаменательное не удалось. Попался нож, расческа, зубная щетка. Достали три немецких каски, которые повесили на яблони, вот осталась одна уже. Парочку кто-то забрал на память о войне.
Рассказали нам поисковики и о том, сколько получают они за свой труд. Оказывается, останки одного немца стоят 170 рублей. Чтобы их получить, необходимо выкопать яму глубиной 160 − 170 сантиметров. Именно на такой глубине хоронили немцев наши военнопленные либо местные жители. Сами же оккупанты копали могилы для своих соотечественников глубиной 60 − 90 сантиметров.
− Из трех сотен захороненных только три-четыре человека были в гробах, об этом говорят обнаруженные остатки деревянных фрагментов. Остальных хоронили в плащ-палатках, одеялах. Скорее всего, это были раненные из местного госпиталя, − рассказывают бойцы «Мемориалов». − Нашли один хорошо сохранившийся погон. Есть голенища сапог, ремни. Оружия нет. С ним не хоронили тогда, тем более, это не на поле битвы.
Кости, череп укладываются в пакеты, яма закапывается, и заработок в неполные две сотни рублей обеспечен. Теперь останки немецких солдат продолжат наступление в район Курской дуги.
Холодная осень тринадцатого года. Семидесятая годовщина освобождения Брянщины от оккупантов. Все дальше и дальше те военные годы, унесшие жизни наших солдат, детей, стариков. Локоть живет размеренно, с провинциальной неспешностью. В победно-праздничные дни на площади собираются живущие в поселке ветераны. Вместе с жителями Брасовского района они вспоминают дни военного лихолетья. В каждой семье есть родные, воевавшие в годы Великой Отечественной. Сегодня локотчане заглядывают с любопытством за деревянный забор вокруг детского сада, где работает бригада ассоциации «Военные мемориалы». Многим понятно стремление государства перезахоронить оккупантов, другие же, всматриваясь в пожелтевшие фотографии своих отцов, дедов, до сих пор не могут сдержать слезы отчаяния и усмирить чувства: немцы финансируют работу поисковиков, но кто и где ищет наших солдат?.. Как наше государство заботится о памяти героев?..
Цифра
За двадцать лет в России ассоциация «Военные мемориалы»:
− выявила в архивах более 2 000 000 сведений о судьбах иностранных военнопленных:
− обследовала более 4 000 мест погребения иностранных военнослужащих;
− установила памятные знаки и обустроила кладбища в более чем 450 местах гибели и погребения иностранных военнослужащих;
− эксгумировала и перезахоронила более 300 тысяч останков иностранных военнослужащих.
Фото: «Брянские новости»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle