24 июня 2013, Понедельник, 14:12
Кавказское притяжение
Кавказское притяжение
Три дня в краю горных легенд
Сергей Богданов, Евгений Самсонов
Брянск − Домбай
Пять выходных дней мая было решено отдать путешествию на Северный Кавказ. Маршрут протяженностью 1500 км разбили на двое суток с ночевкой в Ростове-на-Дону.
Из Брянска выдвинулись первого мая с отставанием от условного графика на час. Улицы в начале десятого утра в центре Советского района оказались уже перекрытыми, поэтому мы сразу направились в сторону памятника Летчикам и объездной дороги. После развязки на трассе Москва − Киев единственным желанием было поскорее добраться до Ельца. Но 340 километров разбитых дорог Брянской и Орловской областей лишь изредка радовали относительно короткими участками со свежим асфальтом.
После Ельца мы отдыхали, скользя по ровному покрытию. Впереди был короткий платный участок трассы «Дон», затем − Воронеж. Мы еще были полны надежд, что приедем в Ростов до полуночи. Там нас ждал забронированный номер в гостинице на левом берегу Дона.
Увидев информационный щит о ремонте моста в городе Задонске, мы не подумали ничего дурного. На щите было указано, что мост через Дон с сегодняшнего дня, то есть с первого мая закрыт, а желающим объехать по бесплатному участку − добро пожаловать на объездную дорогу под Липецк. Мы, конечно, двинулись по трассе М4, как и было запланировано изначально.
Но уже на подъезде к пункту оплаты увидели громадную очередь из машин. Тут стояла и Калуга с Воронежем, и Тула со Смоленском, и Брянск и Питер, но подавляющее большинство путешественников было из Москвы и Подмосковья. Образовалась гигантская змея, которая медленно ползла к пунктам оплаты короткого участка трассы «Дон», на котором разрешено движение со скоростью 110 километров в час. Отстояли в очереди на платный шестидесятикилометровый участок около часа. Очередь на скоростной кусочек трассы отняла времени ровно в два раза больше, чем сама поездка по нему!
Мы рассчитывали ехать, а не ползти и стоять в железной знойной пробке. Дорога стала понемногу утомлять. На объездной трассе возле Воронежа, которая ремонтируется, простояли в пробке еще четыре часа. Из них пару часов − под дождем. Москвичи на внедорожниках и кроссоверах занимались любимым делом в пробках − брали штурмом обочину.
После Воронежа была еще пара пробок на участках, где идет ремонт и расширение дороги. Время тратилось бездарно. Отчаявшись прибыть в Ростов-на-Дону вовремя, стали искать ночлег на дороге. Желание было одно: поскорее добраться до кровати и сразу заснуть. Проверили семь придорожных мотелей, но нигде не было мест! А на парковках рядами стояли машины с номерами Москвы и Подмосковья. Столичные жители и тут были впереди России всей. За это мы их любили всей душой. Но выхода у нас не было − решили ехать в Ростов.
Из ритма мы выбились, из графика выпали, потому в Ростов-на-Дону прибыли только в пять утра. В гостиничном номере кровать стала самой желанной мебелью. Заснули мгновенно. Но вставать пришлось рано − под окнами номера бил копытом железный друг.
От Ростова до Домбая было еще почти 550 километров. Тут трасса «Дон 4» становится превосходной. Грустные сравнения приходили на ум – думали о нашем партизанском крае. Разметка на всей протяженности донской дороги была четкой, подвохов со стороны соседей не ждешь, и это помогает вести машину.
Юг России уже давно пробудился от зимы. Обочины цвели и благоухали. Нежная зелень радовала глаз. Когда останавливались на обочине, чтобы размять кости и глотнуть воды, обращали внимание на придорожную чистоту. Не сорят или убирают?
Краснодарский край встретил тонкой асфальтовой лентой. Четкие разметки, знаки, приветливые лица, торчащие из окон автомобилей, и, наконец, теплое и ласковое солнце.
Станица Павловская. Краснодарский край. Цель была все ближе. Тут «Дон» сменяется трассой М 29 «Кавказ». Никаких заторов, пробок, тем более ямок и оврагов на дороге не встретили. С трассой «Кавказ» расставались неохотно. Что там впереди? Перед Невинномысском уходим вправо в сторону Черкесска.
Ставропольская земля такая же приветливая, а асфальтовые шарфы не перестают изумлять своим беспорочным покрытием. Уже появляются холмы и виднеются горы, машина начинает плавно уходить в небеса и опускаться с холмов в долины из цветов.
Карачаево-Черкессия узнаваема. Каменная обочина и река Кубань заставили нас остановиться и выйти на простор из авто. Желание брести в сторону гор появилось сразу, как только почувствовали необыкновенный воздух и увидели их сверкающую красоту.
Небольшой городок Теберда на пути к Домбаю заставил остановиться, чтобы пополнить съестные запасы. Сам город такой чистый и уютный, что диву даешься: как можно сохранять такой порядок и красоту? Город-курорт находится в долине одноименной реки, а за ним – просторы Тебердинского биосферного заповедника.
Природа Кавказа великолепна. Необходим слог Пришвина и Паустовского, чтобы описать все красоты. Высокие покрытые лесами и изумрудными лугами горы, белоснежные вершины, бурлящие стремительные реки, сказочно красивые высокогорные озера, жемчужные нити водопадов, пышная растительность и разнообразный животный мир создали здесь живой музей природы.
Воздух требует отдельного описания. Кажется, что дышат все клеточки твоего организма. Они насыщаются горной прохладой, свежестью ледников, благоуханием растений, солнечной лучезарностью. Воздух такой вкусный, что с каждой новой порцией ты понимаешь: его надо накапливать внутри себя, чтобы потом в своем загазованном Брянске пользоваться запасами живительного кислорода.
Дальнейший наш путь лежит к поселку Домбай. От курорта Теберды его отделяют всего 23 км, отсчет которых начинается за шлагбаумом Тебердинского заповедника. Слева от дороги в ясную погоду на фоне неба отчетливо вырисовываются зубчатые «башни» и «стены» Чертова Замка (Шайтан-Баши). На западных отрогах этой горы рождается река Шумка, вначале она течет по подземному руслу, потом обрушивается с двенадцатиметровой высоты водопадом, образуя облака водяной пыли. Дорога устремляется все выше в горы, навстречу расступается лес.
Неожиданно дорогу преграждает поток Уллу-Муруджу, один из многоводных притоков Теберды, берущий начало на высоте 2800 метров в районе высокогорных Муруджинских озер. У моста через Муруджу непременно останавливаются автомобили и автобусы с туристами, которые любуются несущимися с сумасшедшей скоростью массами белой пены и испить хрустальной ледниковой воды.
О рождении двух притоков Теберды, впадающих в нее чуть выше Муруджу, в народе ходит легенда, перекликающаяся с историей Ромео и Джульетты.
Давным-давно, в ту пору, когда река Теберда была мелководной, юноша Хаджибий и девушка Бадук полюбили друг друга. Молодые решили соединить свои судьбы. Но, как это нередко бывает, родные были против. Тогда Хаджибий и Бадук бежали вместе в соседнее ущелье, но и там их нашла жестокая родня. Парня с девушкой разлучили, заперли на крепкие засовы. Но что запреты для любви! Хаджибий и Бадук продолжали видеться. Прознав об этом, родственники решили положить конец их любви. Молодых вывели к разным перевалам и привязали их здесь к огромным камням. Плакала Бадук, не видя милого, плакала так горько, что ее слезы образовали горный поток Бадук, давший начало всем Бадукским озерам. Бессильный что-либо предпринять, плакал и Хаджибий. От его слез родилось огромное Хаджибийское озеро. Слились воедино потоки, образованные слезами юноши и девушки, теперь они текут в Теберду. Вот отчего эта река стала такой полноводной.
А вот «полноводье» здешних трасс случается редко – они здесь не загружены. Вести машину − одно удовольствие. Дорога часто скручивается в спиральную ленту – не разгонишься. Но в окружении таких красот ехать быстрее нет желания. Заметили одну особенность: 95 процентов водителей не включают ближний свет фар, точно также катаются и гаишники, которых тут не особо много. Местных лихачей на дорогих авто, для которых сплошная линия разметки всегда прерывистая, здесь хватает, но было немало и обычных дисциплинированных водителей, не спешащих и соблюдающих правила.
Домбай сверкал. Солнцем и снегом. Гостиница, в которой мы поселились, была домашним уютным уголком. Из окна мы видели бурную густую зелень у подножия величественных гор. Но стоило поднять глаза до небес, как сияние ледяного белого купола завороженно поманило к себе.
На следующий после приезда день мы поднялись на гору Мусса-Ачитара. Вверху на склонах горы, куда взобрались по канатным дорогам, еще лежал снег. Лыжники и сноубордисты закрывали сезон.
Сам хребет расположен обособленно, параллельно Главному Кавказскому хребту, благодаря чему из любой точки открываются прекрасные виды на все части света.
С высоты более 3000 метров можно любоваться величественной панорамой Алибекской долины, вершинами Домбай-Ульген, Джугутурлучат, Пик Ине, Белалакая, Зуб Суфруджу, Сулахат, ущельем реки Аманауз и Джугутурлучатским водопадом.
С высоты 3200 метров, куда можно подняться по последней очереди канатной дороги, виден и величественный Эльбрус – высочайшая вершина России.
На склонах горы лучше использовать крем от загара, солнышко щедро раздает ультрафиолет, обгореть можно довольно быстро.
Любоваться горными видами продолжили в небольшой кафешке, где с удовольствием напились травяного чаю. И все это − на высоте 3000 метров над уровнем моря.
Кстати, о море. От Домбая до Черного моря немногим более 100 километров по Военно-Сухумской дороге, пересекающей Главный Кавказский хребет и выходящей на территорию Абхазии. Но попасть по ней к морю нельзя. Во-первых, она непригодна для автомобильного движения, во-вторых, есть сложности с пересечением государственной границы России.
Мест, где можно перекусить, в поселке Домбай хватает. Цены одинаковы, но выше среднего − скромных столовок здесь не найти. Мы питались в уютном кафе «У Зули». Здесь попробовали хычины – национальные балкарские пироги с разнообразными начинками. Вкусный шашлык из баранины превосходно сочетался с соусом тузлук.
На следующий день отправились в Архыз. Архызская долина расположена на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики и условно делится на нижний и верхний Архыз. В нижнем расположен академгородок поселка Буково. В верхней части долины − курортный поселок. В академгородке астрономы Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук.
Всего в двух километрах от Буково находится археологический музей-заповедник. Это древнее городище – развалины города Магас. Ученые предполагают, что именно здесь была столица и центр древней Алании.
На территории городища сохранилось три средневековых христианских храма: Северный, Средний и Южный. Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный.
Дорога в поселок Архыз также превосходна, ровный асфальт и свежая разметка радуют автолюбителей. В долине у быстрой реки Большой Зеленчук можно найти много отличных мест для отдыха.
Но еще один день нашего короткого путешествия подошел к концу. Кавказ манил и будет манить русских. Поверьте, природных богатств здесь гораздо больше, чем в той же Турции или даже Европе. Но мы не всегда их видим и еще реже – ценим. У российских автопутешественников всегда найдется неизведанный маршрут в отличие от карликовых европейских стран.
Фото «Брянская автомобильная газета»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle