12 августа 2012, Воскресенье, 05:24
Владимир Малахов: «Спорт калечит, физкультура исцеляет»
День физкультурника (в этом году мы отмечаем его 11 августа) – праздник для тех, кто еще не забыл, что красивое и сильное тело – это часть общей культуры человека. Мы решили поговорить о самом подвижном школьном предмете с бывшим учителем Владимиром Ивановичем Малаховым, который в свое время завоевал титул чемпиона области по метанию диска, а также выступал за сборную России по многоборью в 1960 году вместе с Николаем Дорощенко. Сорок шесть лет он превращал хилых школьников в крепких ребят. В школу он пришел работать в далеком пятьдесят седьмом году. В его трудовой книжке две записи о приеме на работу − вначале в Локотскую школу №2, затем − №1.
Сейчас, как и миллионы болельщиков, Владимир Иванович поглощен зрелищем Олимпиады. Радуется победам наших спортсменов, но чаще, признается, огорчается. Почему? Мы решили спросить, что думает о сегодняшнем состоянии физкультуры, о здоровье нации умудренный жизненным опытом человек.
БН: Владимир Иванович, объясните сегодняшней молодежи, что же такое физическая культура?
Малахов: Все очень просто. Основные элементы физкультуры следующие: утренняя зарядка, физические упражнения, двигательная активность, любительский спорт, физический труд, активные виды туризма, закаливание организма, личная гигиена. Все это благотворно влияет на нервную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости и гибкости.
БН: Владимир Иванович, часто на экранах телевизора мелькают кадры хроники далеких пятидесятых-семидесятых годов. Мы видим, что приветствие зарубежных делегаций сопровождалось выступлениями гимнастов. Ни один парад не проходил без участия футболистов, пловцов, силовиков. Спортсмены были самыми популярными людьми. Их имена звучали всюду − Лев Яшин, Александр Медведь, Владимир Куц, Лариса Латынина… Как этого добились тогда?
Малахов: Здоровая нация не может существовать без широкого приобщения к физической культуре. Откуда брать спортсменов? Ими не рождаются! Тогда власть осознавала это. Много усилий было предпринято, чтобы развивать именно физическую культуру. Мои самые подвижные детские годы пришлись на войну. Тогда мне было 9-13 лет. Это возраст пиковой активности организма. Говорить о трудностях тех лет не будем. Но стремление быть здоровым, сильным, развитым присутствовало у всех без исключения детей того времени. Мы стали взрослыми рано. У многих, в том числе и у меня, с войны не вернулся отец. Нужно было занять его место в семье. Но дети есть дети – двигаться мы не переставали. Лапта, футбол, плаванье в близлежащих озерах − все это способствовало физическому развитию. После войны нужно было возрождать и спортивную мощь страны, ведь многие спортсмены погибли на фронтах. Потому в городах, поселках и даже селах восстанавливались спортивные площадки шаговой доступности, как сейчас говорят. Обязателен был стадион. Пусть оборудован он был кустарно, но за деревянным забором имелась и беговая (земляная) дорожка, и яма с песком для прыжков в длину и высоту, и площадка для волейбола, и поле для футбола. Были брусья, турник и даже кольца. Все эти снаряды использовались нами для развития силы, гибкости, ловкости, координации. В парках культуры и отдыха были установлены силовые аттракционы, которые собирали множество зрителей. Развивая каждого ребенка, можно было рассчитывать на отбор самых одаренных и растить из них мировых чемпионов.
БН: Как вы сделали свой выбор в профессии?
Малахов: Армейская служба – это одно из самых ярких воспоминаний моей жизни. Служил я в Москве. Именно там достиг спортивных высот. Очень люблю легкую атлетику, гимнастику. Это был мой конек. На брусьях, перекладине, кольцах я мог крутить «солнце», выполнял подъемы, обороты, стойки. Упражнения на коне с комбинацией маховых и вращательных движений, а также стоек на руках были одними из любимых. Мы участвовали в соревнованиях, занимали призовые места. Мужчина должен чувствовать в себе силу. Красивое тело − это здоровое тело! После армии я решил поступать в институт физической культуры. В Москве всегда были большие возможности. Но оставаться там я не хотел. Меня влекла малая Родина. Вернулся на Брянщину в поселок Локоть. Пришел в школу. Работать с ребятней – одно удовольствие. Хотелось, чтобы новое поколение было здоровым и крепким. Учитель видит, чувствует своих учеников. Его цель − подсказать и развить те способности, которые укрепят здоровье и дадут рост результатам.
Необходимо всестороннее развитие, а не то, что сейчас предлагают школе, – выбирать специализацию. Это губительно для детского организма. Уроки физкультуры, которые были в пятидесятых годах прошлого столетия, никак не сравнить с сегодняшними. Не хочу обидеть коллег, но сегодня учитель физкультуры чаще всего выступает в роле пастуха. Уроки стали неинтересными, исчез дух состязательности, пропало желание быть быстрее, сильнее, выше. Не во всем виноват учитель. Роль физкультуры в связи с ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда должна расти, а она снижается. Государственные мужи должны задуматься над тем, как вырастить здоровое поколение, а не над тем, как его лечить! Родители обязаны помнить, что именно физкультура гармонично развивает организм и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы.
БН: А сегодняшнее строительство по всей стране спортивных дворцов, комплексов – это возрождение спорта?
Малахов: Спорт и физкультура – это разные понятия. Спорт – это всегда изнурительно и даже пагубно для здоровья, физкультура – наоборот. А строительство – это всегда хорошо. Но надо же разобраться, что на первых порах необходимее ребенку. Сейчас самое главное – это дворовые площадки, которых нет. Это стадионы в каждом микрорайоне, которых тоже нет. Это хоккейные корты, теннисные коробки, волейбольные площадки в каждом квартале! Вместо этого − теснота, загазованность, запаркованность. Детям негде погонять мяч. Во дворах нет места, чтобы просто побегать. Шведские стенки, перекладины, баскетбольные щиты − все это необходимо во дворах для полноценного физического развития. Никто не заставляет вас становиться чемпионами, да и не у всех есть для этого природные данные. Но каждый должен помнить, что для здоровья достаточно достичь второго или третьего разряда по каким-то видам спорта. Чем их больше, тем лучше, потому что тело требует всестороннего развития.
Не такие уж большие деньги нужны для оборудования простеньких спортивных сооружений. Сами дети выйдут на помощь при их строительстве и затем будут бережнее относиться к приобретению. Вот после всего этого можно браться и за ледовые дворцы и за спорткомплексы. Могу привести пример. Нашу Локотскую школу закончил знаменитый велогонщик Сергей Сухорученков, чемпион Олимпийских игр 1980 года в групповой шоссейной велогонке, двукратный победитель Велогонки Мира в 1979 году и 1984 году в личном зачете. Рос он до таких титулов на наших школьных площадках, где не было велотреков, но были уроки физкультуры, были нагрузки, занятия на брусьях, лыжные гонки и еще его желание быть здоровым и сильным.
БН: Что вы пожелаете в праздничный День физкультурника нашим читателям и их детям?
Малахов: Вспомнить о своем здоровье. И немедленно приступить к физическим упражнениям. Иначе к лечебной физкультуре приступит каждый по назначению врача.
Фото из архива Владимира Малахова
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle