21 декабря 2011, Среда, 14:41
Трагедия с ложными последствиями
Виновники беды, случившейся на Московском проспекте, замаскировались под контролеров
Общество. Пробуждение
Гибель Сони Сиваковой потрясла не только Брянск. Неминуемая реакция после того, как пользователи Сети посмотрели роковой ролик. Неестественно другое. До этой трагедии в нынешнем году на брянских дорогах погибли уже семь детей. Народ безмолвствовал. Жизни тех семерых детей были менее ценными? Беда семей – не такой страшной? Или наше общество столь избирательно? Или все дело в Интернете? В видеозаписи?
Но эти вопросы стояли перед журналистами БАГ лишь в первые дни после роковой пятницы 7 октября. Другие возникли сами собой позже. Потому что все происходящее начинало походить на дурную фантасмагорию. Общество превращалось в толпу, здравые суждения менялись на выражение пустой и неумной злобы, а естественная скорбь − на ложь политиков, такую привычную, такую знакомую, что становилось ясно: как убивали людей на улицах, так и будут убивать. Машинами, ножами, пулями, бездушием.
История этого бездушия началась давно. Раньше, чем погибли девочки, которых сбила машина возле бассейна ДОСААФ. Тогда не перекрывали дороги, а по федеральным каналам не крутили трагический ролик – не было его. Народ красноречиво безмолвствовал.
Никто не вел съемок и 29 мая 2010 года, когда в поселке Мичуринском 27-летняя лихачка сбила учащуюся третьего класса Кристину Калинину. Дети возвращались с озера. Двести местных жителей тогда написали письмо президенту с просьбой взять расследование дела под личный контроль. На том выражение общественной поддержки закончилось. Кристину похоронили 1 июня – в День защиты детей.
Несколько раз «Брянская автомобильная газета» напоминала об этой трагедии, мы доказывали, что ни устройство «лежачих полицейских», ни посты ДПС не сделают дорогу действительно безопасной. В июне 2010 года мы написали: «Больно сознавать, что детям снова предлагают играть в русскую рулетку на «зебрах» и между «лежачими полицейскими», − примитивными ухабами, которые Лэнд Крузеры «перешагивают» даже на высокой скорости. Больно от того, что на самом деле беззащитного ребенка оставляют посреди дороги перед потоком страшных машин».
Вы думаете, к нашим словам кто-то прислушался? Чего не хватало нашему обществу, чтобы проявить еще тогда гражданские чувства? Интернета? Кровожадного ролика? Думаете, власти и впрямь были озабочены строительством подземных переходов и надземных мостов, думали о том, как сберечь жизнь человека? Нет, они играли в разного рода «комиссии по безопасности дорожного движения». Их много, этих комиссий – на уровне области, города, районов.
Доигрались.
Вечером 7 октября Анна Сивакова и ее трехлетняя Сонечка торопились домой. Видеорегистратор городского автобуса, который потом изящно объедет место трагедии, зафиксировал последние секунды жизни девочки и страшный удар, покалечивший ее маму Анну Сивакову. Она подождала, когда проедет пара нахальных водителей, и ступила на плохо прорисованную «зебру» перед остановившимся автобусом, регистратор которого вел запись. Пройдя два ряда, Анна уже не посмотрит налево, не услышала она и шум несшегося по третьей полосе Пассата. Если просматривать запись автобусного регистратора, то кажется, что прошло достаточно времени, чтобы пешеходы ступили на спасительную разделительную полосу, однако кадры, сделанные на аппаратуре стоявшей в двадцати метрах машины ДПС, доказывают, что шансов на спасение не было. Удар правым боком Фольксвгена − и Анна взлетает на несколько метров, подброшенная беспощадным автомобилем, уже искалеченная. А маленький человечек, Сонечка, рассталась с жизнью моментально. Она стала восьмым ребенком, погибшим в этом году. Семь смертей общество не заметило. Восьмая попала в объективы. Общество привыкло смотреть на жизнь через экраны, оно не могло на этот раз не содрогнуться.
На Пассате вместе с подругой катила выпускница кооперативного техникума Ирина Добржанская. Дочь пенсионера и служащей кинотеатра. Не отличница, но любительница сниматься – вот же совпадение или предвестие! – на автомобильных трассах. «Кисочка» − ее самокличка в Сети. Получившая «права» в конце прошлого года, один раз привлекавшаяся к административной ответственности как пешеход и четыре – уже как водитель. Правда, не за лихачество, а за непорядок со страховкой и за то, что не пристегивалась ремнями безопасности? Она в панике кинулась к жертвам, бег на высоких каблуках был неуклюж. Ужас сменился истерикой. Она кричала, не отпуская руку полицейского: «Я убила ребенка! Дяденьки милиционеры, не уходите!»
Очнувшееся общество начало свое пробуждение, как водится, с подозрений. Сразу же поползли слухи, что виновницу ДТП уводят от ответственности некие высокопоставленные родственники из «органов».
Заместитель начальника УМВД Сергей Седякин отмел подозрения в том, что на следствие давят: «Нет, все следственные действия проводятся в полном объеме, сейчас назначены экспертизы». Но именно слухи о том, что виновницу ДТП пытаются «отмазать», вывели людей на стихийный митинг в минувшую среду. Примерно полторы тысячи человек собрались у рокового перехода. Положив цветы возле плюшевого мишки, склоняли головы, плакали. Кто-то поднял фотографию водительницы Пассата, облаченную рукой электронного художника в арестантскую робу, надпись призывала: «Пять лет тюрьмы!»
В эти минуты мы взяли несколько интервью у собравшихся.
«Плачу от безысходности…»
Александра Мещевцова, одноклассница Анны Сиваковой:
− Мы тут не для того, чтобы мстить. Зло порождает зло. Нужно поддержать родственников. Необходимо показать властям, что мы умеем сплачиваться. Что мы требуем оградить наших детей от произвола на дорогах. Я много лет знаю Анну Сивакову, училась с ней в школе. Она была прилежной девочкой в классе, а потом примерной мамой. Девица за рулем Фольксвагена отняла у нее здоровье и самое дорогое − дочь. У меня двое детей, и я все эти дни переживаю и плачу от безысходности. Страшно за жизнь своих малышей. Страшно оттого, что у нас в стране царствует деградированная совесть. Несовершенство законов помогает проходимцам найти щелки для того, чтобы избежать наказания. Именно поэтому собралось столько народу. Люди не верят в справедливое наказание.
Людмила Юрченко, знакомая Анны Сиваковой:
– Мы с Аней водили деток в детский садик. Вот уже несколько дней нет там Сони. И не будет уже никогда. Настолько близко и к нам эта беда, что невозможно отсиживаться. Мы пришли сюда, чтобы сказать и властям: «Вы нам должны!» Вот недавно была в Вологде. Это в отличие от нашего город с дорогами. Разметки, знаки, разделительные полосы, ограждения…все лучше, чем у нас. Мы живем на Втором Брянске как заложники у лихачей. Перейти дорогу в шесть полос − надо еще умудриться! А у нас тут больница. Едут из Бежицкого, Советского районов навестить больных. Дорогу перейти не только боязно, но и опасно. А уж за детей страх берет. Ведь некоторых лихачей даже красный глаз светофора не останавливает. Переходов нет ни наземных, ни подземных. А властям, кажется, даже и на ум не приходит подумать о жителях.
Виолетта Астахова, Брянск:
– Садясь за руль, человек должен сознавать всю ответственность, которая на него ложится. Откуда у двадцатилетней девушки, которая лишь недавно села за руль, столько самоуверенности? Покровители, связи, деньги, отсутствие совести − что позволило ей вести себя так за рулем? Мы все здесь свидетели ДТП, запись видеорегистратора позволила и нам судить блондинку за рулем. Ее ничего не насторожило, остановившиеся два ряда машин ни о чем ей не говорили, обозначенный пешеходный переход, а до этого был и светофор, тоже не умерил ее скорость. Подружка на пассажирском сиденье, наверное, пудрила высохшие мозги. Трагедию в семье Сиваковых нельзя уже поправить. Но нужно думать о других.
Нелли Калабина, Брянск:
− Сопли до пупка еще висят, а они − за руль! Я – за месть! Как горько терять детей, знает только тот, кто терял. Поэтому мой сказ короткий: ей не место в жизни! Пусть ее родители прочувствуют то горе, которое она доставила маме, папе, бабушкам и дедушкам Сони. Воспитанный ребенок не позволит себе быть на дороге невнимательным, неаккуратным, нерассудительным. Машина требует повышенной бдительности, это большая ответственность. Это объяснить блондинке должны были и ее родители. Пусть несут ответственность все.
Сергей Мещевцов, Брянск:
– Сегодня эта трагедия должна нас заставить рассуждать о будущем. Надо делать выводы. Первое, на что надо обратить внимание, это на подготовку в частных автошколах. Моему водительскому стажу девять лет. Учился я в школе ДОСААФ. Очень хорошие и подготовленные инструкторы. За три с половиной месяца обучения наездил 80 часов на леговушке и 70 часов − на грузовой. А сейчас в частной школе в лучшем случае за месяц обучения получите 20 часов вождения. Но стоимость обучения почти в два раза дешевле, вот и лезет туда молодежь. Многие знакомые и вовсе за дополнительное вознаграждение получали в таких школах нужные бумажки о своем якобы удачном прохождении практики. Еще нужно ГАИ ужесточать меры к правонарушителям. Кого-нибудь, например, наказывали за не включенный поворот? И за сколько метров до поворота некоторые «асы» включают сигнал? За пять? А такие нарушения сплошь и рядом. Вот научили же всех пристегиваться? Это благодаря приличному штрафу и бдительности инспекторов. Но невозможно каждого проконтролировать на дороге. Должно быть у всякого водителя чувство ответственности.
Вадим Глушанов, Брянск:
− Я тоже водитель. За рулем уже двенадцать лет. Признаюсь честно, что могу прибавить газу, но в городе – никогда! Я не враг сам себе и окружающим. А еще надо сказать, что мы часто ругаем гаишников только потому, что сами виноваты. У нас небольшой город, и каждый, кто за рулем, знает, где наряды часто стоят. Но ничего не мешает нарушать ПДД и, главное, оправдывать себя за эти нарушения. Вот и в этот раз полиция работала на проспекте. А что гаишники могли сделать? Поступить как Александр Матросов? Под колеса бросаться таким вот оголтелым водительницам? Эта трагедия станет для кого-то уроком.
Но таких кровавых уроков не должно быть.
Митинг с перекрытием
Дождь кончился, сумрак сгущался, толпа хлынула на проезжую часть, перекрыв автомобильную реку, плывшую доселе по отфрезерованному асфальту. (Потом многие будут задаваться вопросом, а насколько увеличил тормозной путь Пассата исполосованный асфальт, но на самом деле это бессмысленное гадание, так как даже по видеозаписи можно понять, что перед ударом автомобиль даже не клюнул носом, то есть юная наездница не нажала еще на педаль тормоза). Застрявшие в пробке водители начали сигналить, кто-то тем самым выражал сочувствие собравшимся, кто-то просто торопился домой. Смиренный москвич, который сидел в своем кроссовере, спросил у нас, что случилось. Сказал, что часто бывает в Брянске, но до сих пор не понял устройства Московского проспекта: «Светофоры установлены часто, а между ними еще пешеходные переходы, все бегут и едут как попало».
Полицейские, подождав с полчаса, попросили дать проезд сигналившим машинам, чиновник районной администрации, на которого обрушился гнев народа, призывал к тому же, но лишь сильнее обозлил людей. Случилась небольшая потасовка, троих самых буйных отвезли в УВД. «Мы понимаем чувства собравшихся, для нас все случившееся тоже стало потрясением, но митинг был несанкционированным, задержанные нарушили закон», − пояснил заместитель начальника Брянского УМВД, начальник полиции Сергей Засикан. В девятом часу вечера народ начал расходиться.
Губернатор заявил позже: «Если люди реагируют так болезненно, значит, они не верят в то, что виновник будет наказан. Иных оснований я попросту не вижу». Директор департамента здравоохранения Владимир Дорощенко сообщил, что у Анны Сиваковой несколько тяжелых переломов, в том числе черепно-мозговая травма, у нее сейчас состояние средней тяжести, но в течение месяца она должна выйти из него. В первые дни после трагедии ей опасались говорить о смерти Сони, потом все же сказали. У нее была единственная дочь, которую с мужем долго ждали. Муж, кстати, был против митингов и вообще всяких шумных акций.
Следствие
Заместитель начальника специализированного отдела следственного управления УМВД Владислав Пасканов на следующий день после трагедии сказал, что, по предварительной версии, водительница иномарки «отвлеклась от управления». Она была трезва, наркотиков тоже не принимала.
Уголовное дело возбудили в 19.20. Сразу же, по словам Сергея Седякина, назначили автотехническую и другую экспертизы. Они помогут установить, с какой скоростью передвигался Пассат, а также выяснить, степень вины других водителей: «зебру» проскочили еще две машины, и потому нужно понять, как это повлияло на поведение Добржанской. Номер Жигулей уже установлен.
Новый начальник УГИБДД москвич Андрей Кочетов признался «Российской газете», что так и не досмотрел до конца запись трагедии: «Не смог. У самого двое несовершеннолетних детей в Москве, в сердце тревога. Кого и с какими знаниями и навыками выпускают на дороги расплодившиеся автошколы? С начала года в области произошло уже 88 ДТП с участием водителей, которые получили «права» менее года назад или около того. Двенадцать человек погибли, 135 ранены».
Тяжесть последствий ДТП, как мы уже не раз говорили, увеличивается. Первого сентября на том же Московском проспекте юный водитель Ауди наскочил на препятствие – два человека погибли. Из 88 водителей, совершивших аварию, более половины сели за руль менее года назад. Пацаны давят на «гашетку», возомнив себя асами, особенно если рядом сидят блондинки.
На пресс-конференции Сергей Засикан сказал, что теперь в городе будут установлены дополнительные дорожные знаки, усилено освещение улиц, пересмотрят дислокацию постов: «Уровень безопасности будет повышен. Кроме того, усилим контроль с помощью технических средств, будем следить за подготовкой водителей».
В некоторых странах автошколы теряют свои лицензии, если их выпускники слишком часто попадают в аварии. Ничто не мешает и нашим депутатам изменить законодательство. Если, конечно, они не владеют такими школами сами, тогда – конфликт интересов.
Многие недоумевали: почему сотрудники ДПС, к автомобилю которых и подкатил уже помятый Пассат Добржанской, вели себя как-то вяло. Сергей Засикан сказал:
− На Московском проспекте несколько очагов повышенной аварийности. Нахождение экипажа на пешеходном переходе не является обязательным. К тому же в этом месте сразу остановилась другая машина полиции, в которой ехали сотрудники отдела вневедомственной охраны. Они сразу вызвали «скорую». Этот второй наряд не попал в объективы.
Сейчас уголовное дело передано в отдел по расследованию особо важных дел Брянского следственного управления СК России. Сделано это «в целях полного, объективного и всестороннего расследования уголовного дела, а также установления всех обстоятельств вызвавшей большой общественный резонанс трагедии».
Все по ГОСТу?
Заместитель начальника УГИБДД Юрий Середа перечислил слагаемые трагедий, которые ежедневно случаются на брянских дорогах:
− В сравнении с Европой на организацию дорожного движения у нас тратится мало средств. Отсутствие разметки, тротуаров – все это не может не сказываться на аварийности. В прежние годы не было дня, чтобы на Московском проспекте кого-то не сбили. Но потом установили светофоры, ограждения – и число ДТП стало снижаться. Сейчас в городе идет ремонт дорог. Здесь установят дополнительно 50 знаков с хорошим светоотражением, будет новая разметка. На большинстве светофоров есть пешеходная фаза, это сделало переходы безопаснее.
Сотрудники УГИБДД утверждают, что роковой переход, на котором погибла Соня, оборудован согласно нормативам. Но автомобилисты могут без труда доказать, что эти нормативы уже устарели. Кроме того, есть два обстоятельства, которые заставляют сомневаться. Прямо за мостом через станцию Брянск II есть очень опасный переход, перед которым водители, как правило, набирают скорость. Редко кто останавливается, если на обочине уже готов сделать первый шаг на проезжую часть пешеход. Но здесь, по крайней мере, знак перехода установлен и на разделительной полосе – он хорошо виден водителям, которые едут в левом ряду. А вот напротив Больничного городка, где и случилась трагедии, такого знака нет. Теперь перелистаем описание ГОСТа: «Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 − слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части».
Даже если все было сделано по ГОСТу, нужно понять, что он безнадежно устарел. Число автомобилей выросло за последние годы в несколько раз, изменилась психология водителей, изменились условия движения. Неслучайно в Белоруссии, например, огромный знак ограничения скорости рисуют прямо на асфальте, как и предупреждение о том, что впереди школа. Кроме того, там пешеходные переходы обозначают не полустершейся краской, а контрастными бело-желтыми полосами, которые замечаешь издалека. (Но об этом разговор отдельный: корреспонденты БАГ недавно побывали в Белоруссии и готовы поделиться своими впечатлениями с читателями).
Толпа
Общество очень быстро может превратиться в толпу. Так происходило уже не раз. Жажда самосуда охватывает тех, кто не видит дальше своего носа. Дом, в котором живет слегшая с нервным срывом Добржанская, стали осаждать, Сеть наполнилась призывами к мести, кто-то начал собираться деньги для «выкупа» троих мужчин, которых во время митинга забрали в полицию. Писались петиции президенту, созывались новые митинги, полнился список обвинений. Из внимания толпы ускользнуло главное. Лишь немногие задумались над тем, что осады и расправы не сделают наши дороги безопаснее. И завтра, быть может, на том же переходе погибнет другой ребенок. Только некоторые мыслящие люди заметили ту ложь, которой обросла трагедия, и тех, кто прячется в тени, хотя должен нести ответственность наравне с блондинкой.
Политики
Чтобы менять ГОСТы и законы, засучить рукава должны наши депутаты и чиновники. А чем они занимались в дни трагедии? Они громогласно вещали о своем возмущении и пускали свои стрелы в пустыню. Никто из них не взял часть вины на себя, но зато все норовили попасть в контролеры.
Как обычно, громче всех и мутнее всех высказался депутат Госдумы Андрей Бочаров. Нет повода без того, чтобы этот избранник не произнес несколько пламенных фраз, смысл которых удается уловить далеко не каждый раз. Вот и на сей раз Бочаров заявил, что возьмет расследование дела под свой контроль. Может, он уже стал Генеральным прокурором или даже президентом? Кто дал ему полномочия контролировать следствие, и в чем будет состоять этот надзор? Да и не настолько сложны задачи перед следствием, которое располагает по меньшей мере двумя видеозаписями.
Тем не менее в контролеры кинулись и другие. О том же заявил Николай Патов, который призвал городского прокурора быть бдительным и проследить, не пытаются ли Добржанскую выгородить. Холостую пальбу поддержали депутаты. Главная распорядительница городского бюджета Марина Дбар пообещала, что депутаты примут решение, и пострадавшей семье будет оказана помощь. Без чувства стыда все эти речи невозможно было слушать. Оградить следствие от давления? Да какое давление могло быть при колоссальной огласке, которую получила трагедия? Во всяком случае – сейчас. И не закрывали ли вещатели своими громким и правильными словами то, о чем и следовало им говорить?
Через неделю после трагедии брянцы услышали своего губернатора. Николай Денин сказал: «В городе разметки нет даже в самых потенциально опасных местах. Водители ездят, пешеходы переходят дорогу «на глазок». Посмотрите на скоростной участок от Октябрьского моста до «Пушки», там, если помните, была авария с гибелью девочек. И что же? Установили светофор, а разметки как не было, так и нет. Посмотрите, что творится возле автовокзала. Посмотрите, как там кошмарят пешеходов маршрутчики. Причем на глазах у сотрудников правопорядка − здесь установлен их пост. Посмотрите на состояние лежачих полицейских. Возле ГИБДД было два, остался один, другой, говорят, своровали. Трагедия 7 октября должна всех нас заставить пересмотреть подходы к обеспечению безопасности движения. Можно писать что угодно в отчетах, но вот один случай, одна трагедия, и всем победным рапортам − грош цена».
Без перемен. «…Только 50 тысяч рублей…»
Итак, трагедия увеличила число контролеров. И уже сегодня брянцы вышли на те же опасные дороги. Что изменилось? Ничего. На скамью подсудимых не попадут чиновники, которые обязаны отвечать за безопасность дорожного движения. Впрочем, вот в минувшую пятницу городская администрация гордо отрапортовала: «Вскоре на пересечении улиц XXII Съезда КПСС и Металлистов появится светофор. Эта мера призвана обезопасить учеников школ. Решение было принято еще летом. Процедура установки светофора на новом месте требует определенного времени. Так, необходимо подготовить техническое задание, разработать проектно-сметную документацию…» Быстро можно только убить, а вот безопасность, оказывается, требует долгой восточной созерцательности вооруженных до зубов шустрой компьютерной техникой чиновников.
«Я считаю, что помимо наказания виновных в ДТП пора уже наказывать и чиновников, из-за которых дорожная инфраструктура оказалась настолько отсталой, что нервы сдают и у водителей, и у пешеходов. Почему через 6-полосную улицу нет пешеходных мостов или подземных переходов?» − это отклик одного из читателей.
Или все же поставить к каждой «зебре» гаишника? Но уже сейчас они работают по двенадцать часов в сутки, их все равно не хватит на все перекрестки и переходы. Напомним, что еще в прошлом году мэр Брянска Сергей Смирнов заявил, что Московский проспект будет реконструироваться. Его планировали обезопасить подземными переходами или надземными мостами, но такое строительство потребовало бы миллиарда рублей. Пошли по простому пути – просто укладывают новый асфальт. А это значит, что дорога станет еще опаснее, потому что скорости на ней уже сейчас выросли.
Вот статистика, которую подготовили в УМВД. Если в целом по области из-за плохих дорожных условий в этом году произошло 17 процентов аварий, то в Брянске – 27. Но, думается, на самом деле цифра еще выше, так как город без подземных переходов – это сплошное нарушение.
Начальник УМВД Валентин Кузьмин пытался на совещании у губернатора объяснить чиновникам, как их равнодушие влияет на аварийность. В деятельности городских служб, занимающихся безопасностью дорожного движения, нет координации. В течение трех последних лет вносились предложения создать единую службу безопасности дорожного движения в структуре городской администрации, но они поддержки не находят. В адрес администрации города и области за этот период направили три обращения, вопрос рассматривался на коллегии при главе Брянской городской администрации, однако решение о создании службы не принято. Госавтоинспекция давно предлагала построить пешеходные переходы в разных уровнях на крупных магистралях областного центра, но и тут конь не валялся. Не разработано ни одного проектного решения по устройству надземных или подземных переходов, потому это не позволило привлечь для их строительства средства федеральной целевой программы. УМВД и УГИБДД на заседаниях областной комиссии под безопасности дорожного движения, на коллегии и координационном совещании при губернаторе Брянской области пытались доказать, что нельзя бездействовать, но поручения, которые давались Брянской городской администрации, не исполнены… Можно штрафовать всех водителей подряд, но только административные меры не помогут.
Кузьмин привел на совещании у губернатора и самое «убийственное» доказательство. На протяжении последних трех лет финансирование областной программы «Повышение безопасности дорожного движения в Брянской области сокращается. Первой редакцией программы, которая разрабатывалась в 2007 году, из областного бюджета хотели выделить 140 млн рублей. Потом «откорректировали» объем бюджетных средств до 60 миллионов рублей. А в соответствии с утвержденным бюджетом на мероприятия программы в 2012 году предусмотрено выделить только 50 тысяч рублей…
Теперь вы понимаете, чем на самом деле должны были заниматься многочисленные контролеры, льющие сейчас лицемерные слезы и готовые подменить следствие? Теперь вы понимаете, кто на самом деле незримо сидел рядом с Ириной Дображской и тоже держался за руль Пассата?
Но сейчас они принимают «социально-ориентированные бюджеты», занимаются дорогостоящей переделкой площадей и бульваров, строят в пустынных местах скверы, тратя на все безделушки сотни миллионов. Даже один мостик на Московском проспекте мог бы спасти трехлетнюю Соню Сивакову. Но его нет. Как нет сегодня мостиков и для других брянских детей, вынужденных ступать на все ту же заезженную и опасную «зебру».
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle